Особенности воспитания детей с разным типом темперамента

В этой заметке я привожу фрагмент статьи из интернета так как считаю важным учитывать те или иные особенности ребёнка, его темперамент, задатки ( способности), наклонности, интересы.

«Индивидуальный подход к обучению и воспитанию ребенка предполагает обязательный учет особенностей его темперамента.

Сангвиник.
Особенности:
Ребенок-сангвиник легко приспосабливается к новым условиям жизни, общителен.

Его легко увлечь новым делом, быстро включается в работу, быстро отвечает на вопросы взрослого и реагирует на изменившиеся инструкции, легко переключается с одного вида работы на другой. Легко сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым.
Сангвиники — эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение вкомпании. Дети-сангвиники на вопрос: «С кем ты дружишь?» — обычно отвечают:»Со всеми».
Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее.
Ошибки родителей:
Сангвиник легко общается, жизнерадостен и быстро схватывает учебный материал, и родители часто не обращают внимания на то, что ребенок поверхностен, перестают его контролировать и присматриваться к его внутреннему миру. Небрежность в учебе, неумение доводить дело до конца, невнимательность к мелочам сильно сказываются на успеваемости, а в будущем- и на успехах в работе.
Рекомендации:
Для кипучей активности сангвинику надо предоставить поле деятельности, потому что, лишенный общения и интересного дела, он может капризничать или чрезмерно бурно проявлять свои эмоции.
Нежелательна для ученика-сангвиника монотонная работа.

А поскольку переключение с одного вида деятельности на другой проходит для него безболезненно, лучше разнообразить занятия с ним. В арсенале родителей и педагогов, обучающих ребенка-сангвиника, должны быть интересные игры, головоломки, задания и упражнения. В перерывах между занятиями с сангвиником полезно поиграть в подвижные игры, использовать физкультминутки.
Если в процессе занятий его постигла неудача, очень важно предоставить ему возможность проявить себя в другой деятельности.
Родители должны делать основной упор в занятиях на умении сосредотачиваться на выполняемой работе и доводить ее до конца. Конструкторы, пазлы, рукоделие, конструирование моделей и другие игры, которые требуют вниманияи тщательности, помогут развить собранность и аккуратность.

С сангвиниками можно быть требовательным и, конечно, не следует перегибать при этом палку. Вы вполне можете попросить его переделать заново работу и оценить самому результат.

Ребенка-сангвиника приходится проверять, контролировать, иначе он может пообещать выполнить учебное задание (как правило, он стремится решать задачи повышенной сложности), но, утомленный монотонной деятельностью, бросит начатое.
Сангвиник гораздо успешнее решает задачу, стоящую перед ним, если она разбита на более мелкие, решение которых не требует длительных усилий. Перед ребенком-сангвиником надо ставить все новые и новые интересные задачи, постоянно включать его в деятельность. Нельзя забывать, что ему требуются похвала и одобрение.
Известные сангвиники:

М. Ю. Лермонтов, Винни-Пух, В. А. Моцарт.


Холерик.
Особенности:
Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке — реакция может быть самой разной. Ребенок-холерик — это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до наоборот, любит риск, приключения. Эдакий мистер Фикс- не знаешь, что от него ждать в следующую минуту, да и он сам этого не знает в силу своей импульсивности.

Ребенок-холерик, как и флегматик, очень чувствителен к отношению родителей. Ошибки родителей:
Жесткий контроль, ограничение активности, гневные требования следить за собой приводят только к нервозности и потере контакта с ребенком.
Рекомендации:
Для ребенка-холерика характерны преобладание возбуждения над торможением,большая жизненная энергия, чрезмерная подвижность и импульсивность. И если ограничивать его в движениях, его активность, возбудимость вследствие фрустрации (подавления) только возрастет, что приведет к непослушанию и капризам. Поэтому, занимаясь с таким ребенком, надо учитывать его ведущие потребности и давать ему возможность подвигаться во время урока. Поскольку для холерика любая деятельность, связанная с плавными, спокойными движениями в медленном темпе, является затруднительной, не следует требовать от него долгого сидения за прописями и безупречного написания элементов букв и цифр. Требования переписать (иногда не один, а несколькораз) может вызвать у вспыльчивого холерика негативную реакцию: крик, слезы, грубость.
Чтобы направить энергию ребенка в нужное русло, лучше загружать его полезной работой. Если же эмоциональное напряжение уже появилось, лучше не настаивать на необходимости выполнить требование взрослого, а постараться переключить внимание ребенка или перевести все в шутку. Будучи чрезмерно эмоциональным и чувствительным к эмоциям окружающих его людей, ребенок-холерик легко «заражается» чужими эмоциями. Поэтому взрослые рядом с ним должны контролировать свои эмоции, как отрицательные, так и положительные. И хотя ребенку-холерику необходима похвала, во время занятий желательно избегать бурного проявления эмоций — выражения восторга и одобрения.
Поскольку холерики подвижны и часто проявляют импульсивность, в период подготовки к школе необходимо уделить особое внимание социальному аспекту:объяснять и отрабатывать навыки взаимодействия с детьми и со взрослыми. Ведь в школе им тяжелее всего будет научиться отвечать только по просьбе учителя, не ссориться с соседом по парте, соблюдать правила поведения науроке и перемене.

Известные холерики: А В. Суворов, Петр I, А. С. Пушкин.


Флегматик.
Особенности:
Медлительный, усидчивый и внешне спокойный ребенок. Он последователен и обстоятелен в своих занятиях. В дошкольном возрасте играет с несколькими любимыми игрушками, не любит беготню и шум, зато любит покушать и поспать, в еде непривередлив. Его нельзя назвать фантазером и выдумщиком. Обычно с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Именно малыш-флегматик способен тщательно и добросовестно часами отдирать кусочки обоев в гостиной, не мешая взрослым заниматься своими делами. Но он способен устроить и скандал, если ему дали не его чашку или ложку, и вообще он недоволен, если что-то нарушает привычный распорядок дня.
Играя с детьми, предпочитает знакомые и нешумные развлечения. Долго запоминает правила игры, но потом редко ошибается. Не стремится к лидерству, не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком.
Он вполне может вырасти весьма предприимчивым человеком. Флегматик может ровно и продуктивно работать даже в неблагоприятных условиях, и неудачи не выводят его из себя.
Флегматик стремится создать упорядоченную систему организации всей своей жизни и взаимоотношений с окружающими людьми и миром. Стремление соблюдать традиции, экономность и расчет, стратегия и немногословие флегматика часто приводят к успеху. Но колебания и долгие раздумья там, где необходима быстрая и четкая реакция, часто сводят его достижения к нулю.

Ошибки родителей:

  • не старайтесь ускорить процесс сборов или выполнения задания криками и скандалами. Гораздо проще просто начать раньше;
  • не стоит упорно стараться навязать полезное с вашей точки зрения занятие, если он сопротивляется;- не язвите, не называйте его лентяем, тюфяком и прочими «ласковыми»прозвищами;
  • — наберитесь терпения и не спешите сделать все за него. Иначе он вообще перестанет что-либо делать сам.
    Важно! Если вы постоянно раздражаетесь и наказываете его за медлительность и неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности.
    Рекомендации:
    Ребенок-флегматик обычно спокоен, трудолюбив, работает добросовестно. Поэтому, если мама или папа совпадают с ним по темпераменту, этот ребенок будет вызывать их одобрение. Однако родитель или педагог-сангвиник, как правило, возмущается и переживает по поводу медлительности ребенка,стараясь во что бы то ни стало увеличить темп его работы. Но постоянные замечания, просьбы и требования делать что-либо быстрее только усугубляют положение: временные ограничения (сделать все за пять минут) выбивают флегматика из колеи, снижая его работоспособность. Нельзя требовать от ребенка мгновенного ответа на поставленный вопрос взрослого, ему необходимо больше времени для обдумывания, чем другим детям.
  • Ребенок-флегматик теряется в новой обстановке, поэтому, записав его на курсы по подготовке к школе, необходимо дать ему время на адаптацию. В школе ему также требуется больше времени на привыкание к новой обстановке и новым условиям, чем детям других типов темперамента. Постарайтесь на первых порах не ждать от него успехов, так как главное для него — социальная и физиологическая адаптация. В противном случае ребенок может замкнуться в себе, что приведет к тому, что он не проявит себя в полной мере и будет испытывать трудности в общении и в обучении. Еще до начала систематического обучения расскажите ребенку о принятых в школе правилах поведения и о том,чего от него ждут окружающие (дети и взрослые).Для того чтобы флегматик эффективно трудился, надо заинтересовать его и постепенно вовлечь в работу. В учебную деятельность ребенок-флегматик включается медленно, но затем упорно трудится, внимание его при этом в меру устойчивое. Однако если во время занятия ему приходится несколько раз переключать внимание с одной деятельности на другую, у него могут возникнуть трудности. Поэтому желательно заранее, до начала урока,рассказать ему о том, чем ему предстоит заниматься на уроке. Флегматик редко проявляет инициативу, поэтому родителям желательно самим продумать заранее, какие виды работы и в какой последовательности предложить ребенку.
    Дети-флегматики любят работать в одиночку, не в группе, поэтому при подготовке к школе необходимо уделить особое внимание развитию навыков общения со сверстниками и взрослыми. С этой целью полезны ролевые игры или моделирование ситуаций, которые могут стать травмирующими для будущего первоклассника.
  • Поскольку дети-флегматики испытывают трудности в привыкании к новой обстановке, желательно проводить занятия с ними в привычных условиях. Время от времени флегматику требуется побыть в одиночестве, в тишине, поэтому на переменах у него должна быть возможность побыть одному, а не бегать со сверстниками по коридору.
    Пытаясь убедить в чем-либо ребенка-флегматика, лучше всего оперировать фактами, конкретными доводами; эмоциональное воздействие вряд ли поможет вам добиться от него согласия выполнять то или иное дело.
    Известные флегматики: М. И. Кутузов, И. А. Крылов.

  • Меланхолик.
    Особенности:
    Дети-меланхолики особенно нуждаются в поддержке и одобрении близких. Они очень чувствительны, обидчивы, насторожены ко всему новому. Меланхолик не уверен в себе, ему трудно самостоятельно сделать выбор.
    Меланхолики теряются в незнакомой обстановке и совершенно не в состоянии постоять за себя. Малейшая неприятность способна вывести их из равновесия. Говорят они негромко, редко спорят, чаще подчиняются мнению более сильных людей. Люди с таким типом темперамента быстро устают, теряются, если встречают трудности, быстро опускают руки.
    Все вышеперечисленное совсем не говорит о том, что меланхолики — несчастные неудачники. Многие из них сильны в литературе, искусстве, в профессиях,требующих большого внимания, душевной тонкости. Внутренний мир меланхолика невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств. Он склонен к самокопанию и постоянно не уверен в себе.
  • В детстве ведет себя, как «маленький взрослый» — очень рассудителен, любит находить всему объяснение, любит уединение. В постели долго мечтает и размышляет.Часто производит впечатление замкнутого человека, обычно среди близких выбирает одного, с кем полностью откровенен; мягок и добр, делится с ним своими переживаниями. Для других оставляет фразу: «У меня все нормально».Разглашение его тайн может стать большой травмой и заставит еще больше замкнуться в себе.
    У людей, близких к этому типу, тихая речь, в разговоре они приспосабливаются к собеседнику; стремятся вызвать сочувствие окружающих.
    Меланхолики предъявляют высокие требования к себе и окружающим и довольно легко переносят одиночество.Это сверхчувствительный ребенок, очень обидчивый и ранимый. Если занимающийся с ним взрослый не контролирует собственные эмоции, ребенок«заразится» ими, что затруднит или даже сделает практически невозможным усвоение учебной информации. Однако его повышенная эмоциональная чувствительность и способность реагировать на незначительные раздражители помогают добиваться успехов в музыке, поэзии, живописи.
    Ошибки родителей:
    Успокоенные тихим видом замкнутого меланхолика, взрослые часто не замечают его переживаний и проблем.
    Важно! Постоянно упрекая в лени, пассивности и неспособности, воспитатели только больше усугубляют его неуверенность в себе и развивают комплекс неполноценности.
  • Рекомендации:
    Робкий, осторожный ребенок нуждается в сопереживании близких людей в процессе занятий. Такой подход может стимулировать ребенка к занятиям,задуманным вами. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите, ищите даже в неудачах позитивные моменты. Например, если что-то не удалось, хвалите его за то,что он вообще решился заняться этим делом. Переключайте его внимание на результат деятельности, а не на оценку. Просите продемонстрировать вам его достижения, восхищайтесь и радуйтесь за него. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с задачей. Говорите ему об этом, напоминайте о прошлых успехах.
    Научите его воспринимать ошибку как подсказку к будущим успехам, спокойно разберите без отрицательных оценок, в чем была неудача, и обсудите, как действовать в следующий раз. Поручайте ему дела, с которыми он наверняка справится и результат которых сможет оценить как можно больше окружающих. Если он рисует, сделайте с ним смешную стенгазету для школьного праздника, играет — выучите с ним популярную песню; попросите учительницу прочитать перед всем классом его лучшее сочинение, если он хорошо пишет… Это поможет ему набраться уверенности для решения более сложных задач. Отрицательное влияние может оказать на ребенка-меланхолика неверно выбранный стиль общения с ним. Так, сильное воздействие на него может затормаживать деятельность, поэтому более эффективным окажется мягкий,спокойный, доброжелательный стиль.
    Меланхолик очень болезненно воспринимает неудачи и наказания. А поскольку он часто переживает по поводу собственной неполноценности, неумения найти свое место в жизни, в классе, то даже иронические замечания сверстников и взрослых в его адрес могут вызвать негативную реакцию меланхолика. Если необходимо отметить недостатки работы или нежелательное поведение меланхолика, лучше всего это сделать в отсутствии остальных детей, наедине с ребенком. Грубость, резкость и даже повышенный тон в общении с меланхоликом недопустимы.Ученики-меланхолики теряются на экзаменах, менее работоспособны, излишне эмоционально реагируют на трудности. Однако они более аккуратно выполняют порученную им работу. Чтобы повысить их эффективность, необходимо компенсировать их быструю утомляемость перерывами в работе и разумной,основанной на знании их индивидуальных возможностей организацией учебы. Причем, прежде всего, следует позаботиться о том, чтобы не было эмоциональных перегрузок. Если ребенок часто отвлекается, взрослый на первых порах сам проверяет выполненную работу (или даже ее часть),постепенно прививая ребенку навыки самоконтроля. В перерывах между занятиями можно предоставить ребенку возможность поиграть с домашними животными, с мягкими игрушками, порисовать или полепить из пластилина.При подготовке ребенка-меланхолика к школе желательно, чтобы с ним занимался один взрослый, к требованиям которого он легче приспособится.
    Такие дети чаще всего чувствуют себя «белой вороной» в коллективе и страдают от этого, несмотря на то, что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику трудно войти в новый класс,участвовать в общих делах и развлечениях. Учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него. Если меланхолик чувствует себя уютно в коллективе, он может играть роль мозгового центра, эдакого серого кардинала, и пользоваться уважением за свою выдумку и изобретательность.
    Известные меланхолики: П. И. Чайковский, Н. В. Гоголь

  • Таким образом, темперамент влияет на особенности восприятия и внимания, на скорость вспоминания и прочность запоминания, на характер протекания мыслительных процессов. Многие родители считают тот или иной тип темперамента наиболее предпочтительным в условиях школьного обучения.Однако каждый из типов темперамента имеет свои преимущества. Так, флегматики оказываются успешнее других в выполнении медленных и плавных движений, в планировании деятельности, в ситуациях, требующих контроля. Им легче спокойно сидеть за партой, медленно и тщательно выписывать буквы,цифры и их элементы.
  • Меланхолики, которые стремятся к выполнению более простых учебных задач, легче переносят монотонную работу, характерную для начальной стадии обучения, с удовольствием повторяют уже знакомые действия.
    Следует отметить, что «чистые» типы темперамента встречаются в жизни не так часто. Обычно в характере человека преобладают признаки одного из типов темперамента, они сочетаются с проявлениями других и создают свой, индивидуальный стиль поведения, определяют реакцию на окружающую действительность.
    Итак, задача взрослых, которые занимаются подготовкой ребенка к школе, —выявить тип темперамента дошкольника и постараться наиболее полно использовать его потенциал. При этом необходимо иметь в виду, что зачастую трудности обучения обусловлены не только особенностями ребенка, но и несовпадением типов темперамента обучающегося и обучающего, а также незнанием подходов к обучению детей разных типов темперамента.»
  • Хочется добавить, учитывать тип темперамента желательно и в других сферах жизни ребенка и даже взрослых.
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии