КАК УСТАНОВКА НА ДАННОСТЬ МЕШАЕТ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ


Мы можем осознавать или не осознавать свои убеждения, но они оказывают огромное влияние на то, чего мы хотим и насколько успешно этого добиваемся.
Кэрол Дуэк — профессор психологии и преподаватель Стэнфорда — в своем бестселлере «Гибкое сознание» рассказывает о двух типах установок — установке на данность и установке на рост. И объясняет, как они влияют на наше умение учиться.
Почему им нравятся трудные задачи?

Кэрол Дуэк в своей книге рассказывает такую историю.
Когда я была молодым начинающим ученым, произошло событие, изменившее мою жизнь. Мне хотелось разобраться в том, как люди справляются со своими неудачами. И я стала изучать это, наблюдая, как младшие школьники решают трудные задачи. Первые задания были совсем простыми, но дальше они становились все сложнее и сложнее. И пока школьники пыхтели и потели, я наблюдала за ними.
Я предполагала, что дети будут вести себя по-разному, пытаясь справиться с трудностями, но увидела нечто совершенно неожиданное. Столкнувшись с заданиями посерьезнее, один десятилетний мальчуган пододвинул стул поближе к столу, потер руки, облизнулся и заявил: «Люблю я трудные задачки!».

Мне и в голову не приходило, что неудачи могут кому-то нравиться. Я считала, что способности даны человеку раз и навсегда. Или ты умен, или нет, и если раз провалился — значит, не умен. Все просто. Пока тебе удается добиваться успеха и избегать неудач (любой ценой), ты остаешься в числе умниц. Попытки, ошибки, старания в этой «игре» не засчитываются.
Маленькие участники эксперимента думали иначе: они были уверены, что интеллектуальные умения можно оттачивать, приложив к этому усилия.
Кэрол решила разобраться: в чем суть установки, которая способна превратить трудности в подарок.

Два типа установок
За двадцать лет исследовательской работы Кэрол убедилась в том, что взгляды, которых человек придерживается, могут в корне изменить его образ жизни. Если человек воспринимает интеллект и другие качества как нечто неизменное, данное раз и навсегда при рождении, то он придерживается установки на данность.
Если же он уверен, что интеллектуальные способности можно и нужно развивать, воспринимает трудности как шанс для самосовершенствования, то ему присуща установка на рост.

Откуда взялась установка на данность
От рождения человек изо всех сил тянется к знаниям. Младенцы развивают свои умения не по дням, а по часам. Им и в голову не придет, что это слишком тяжело. Малышей не тревожит мысль, что они могут допустить ошибку или унизиться. Они идут, падают и снова встают. Они просто рвутся вперед.
Что может положить конец столь неудержимому стремлению к обучению? Установка на данность.
Как только дети научаются оценивать себя, некоторые из них начинают бояться испытаний. Они опасаются показаться неумными.
Тысячи людей, начиная с дошкольного возраста и старше, добровольно отказываются от возможности учиться.
В одном исследовании Кэрол Дуэк и ее помощники предлагали четырехлетним малышам выбор: повторно собрать простую картинку-загадку или попробовать собрать другой, более сложный пазл. И даже в этом раннем возрасте детки с явной установкой на данность предпочитали более безопасный вариант. Дети, которые родились умными, «не делают ошибок», говорили они.

«В какой ситуации вы ощущаете себя умным?»
Этот вопрос Кэрол задавала детям и молодым людям.
Те, у кого была установка на данность отвечали:
«Когда я не делаю никаких ошибок».
«Когда я заканчиваю работу быстрее и она получается идеально».
«Когда что-то для меня легко, а другие люди не могут это сделать».
То есть когда они безупречны с самого начала.
А вот люди с установкой на рост говорили:
«Когда задача действительно сложна, я изо всех сил пытаюсь решить ее, и мне наконец удается сделать то, чего я раньше не мог».
«Когда я долго работаю над чем-то и вдруг решение начинает вырисовываться у меня в голове».
Люди с установкой на данность не могут позволить себе роскошь становления. Они должны уже быть.

Установка меняет смысл неудачи
У людей с установкой на данность неудача трансформируется из действия (я потерпел неудачу) в отличительную черту (я неудачник).
В одном исследовании семиклассников спрашивали, как они реагируют на неудачи в учебе — скажем, на плохую оценку за контрольную по новому предмету. Школьники с установкой на рост говорили, что после этого они начнут усерднее готовиться к следующему тесту.

Обладатели установки на данность заявляли, что к следующему тесту они будут готовиться меньше.
Если у тебя нет нужных способностей, зачем тратить время впустую? А еще, сообщали некоторые из них, они всерьез подумают над тем, как можно списать! Если у тебя нет нужных способностей, рассуждали они, ты должен найти другой способ.
Вместо того чтобы попытаться лучше подготовиться и исправить свои «оценки», люди с установкой на данность могут попробовать просто «исправить» свою самооценку. Например, начать искать тех, кто показал худшие результаты, чем они сами. Это их способ улучшить свое мнение о себе.

Типы установок и умение учиться
Учиться можно по-разному. Многие студенты делают это так: они читают учебники и конспекты. Если материал сложный, они перечитывают их еще раз. А могут попробовать выучить все наизусть, впитать в себя, как пылесос. Так учатся студенты с установкой на данность. Они учатся ради оценок.
Студенты с установкой на рост полностью контролируют свою учебу и мотивацию. Они не зубрят материал, а пытаются ухватить главные темы и основные принципы, проходящие красной нитью по всем лекциям.
Они учатся, чтобы знать, а не просто получить «отлично». Когда материал сложный или неинтересный, они все равно не теряют мотивации.

Рисование как пример обучения
Считается, что людям от природы или дано рисовать, или не дано. Автопортреты участников одного тренинга, проведенного художницей Бетти Эдвардс, опровергают этот миф. Первые портреты — нарисованные учениками в начале курса, вторые — по окончании учебы, пять дней спустя.

Умение рисовать — это не дар, а перечень навыков: умение видеть, то есть воспринимать линии, пространства, взаимоотношения элементов, свет и тень, а также все это вместе взятое. Рисование требует от нас усвоить каждое из этих отдельных умений, а затем объединить их в одном процессе. На это способен каждый.
Это очень важно, так как многие люди с установкой на данность уверены, что по ранним проявлениям умений человека (или по отсутствию таковых) можно смело судить о его таланте и его будущем.

По материалам книги «Гибкое сознание».

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии