Так ли уж ленив Емеля?

Сегодня я решила разместить статью коллеги Милашиной Ольги Георгиевны, взятой с сайта b17.
Интересный она провела анализ известной сказки:
«Многих раздражает Емеля– герой сказки «По щучьему велению». Мол, всего достиг, сидя на печи! Его поведение как будто противоречит известной пословице: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда».

Очень много нареканий адресовано Емеле. Это имя стало практически нарицательным. Бездельникам, предпочитающим сутками лежать на диване, дают прозвище — «Емеля». Многие родители считают сказку вредной, оправдывающей лень и «наглое поведение».

Между прочим, «ду­рачок» Емеля еще в самом начале сказки совершил не просто действия, а почти чудо. Пойдя за водой, «изловчился и ухватил щуку в руку». От него ожидали, что он принесет воду, а он оказался таким быстрым и ловким, что сумел поймать щуку.

Многие ли способны на такое!

В сказках часто используется мотив ловли рыбы. На рыбалку ездит Ивасик – телесик – мальчик, выполняющий в семьи функции мужчины кормильца. Еще ближе к истории Емели сказка о старике, поймавшем Золотую рыбку, способную выполнять любые желания.

В «былые времена» мужчина отвечал за обеспечение семьи. Пока женщина занималась детьми, домом, он шел на «добычу» — охоту или рыбалку. В зависимости от того, где жила семья – у леса или у реки, моря.

Для семьи, живущей у водоема, рыба – необходимое питание, средство выживания. Умение ловить рыбу – наиважнейшее качество мужчины. Поймать рыбу равносильно «поймать удачу».

Если Ивасик ловит рыбу для матери, а старик – для ненасытной жены. Емеля, прежде всего, думает о себе. О том, что для него будет полезнее – съесть щуку или воспользоваться ее умениями. Ему можно выбирать себя, потому что он чувствует себя любимым матерью. Мать – печь всегда при нем.

Во многих сказках герой– младший, третий. У старших братьев все «как надо», жизнь размеренна, идет «по плану», Третий — дурак, то есть, живущий по — своему, «не как все».

Старшие братья символизируют нашу рациональную часть, 

«Дурак» — это творческое, живое, детское состояние. «Дураку» легче пережить стресс, достичь результата, он находит нестандартные решения.

В отличии от разумных братьев, дурак не знает, что «кое-что сделать невозможно». Умник придает огромное значение сознательному управлению жизнью. Он пытается подогнать «изменчивый мир» под свои представ­ления о нем. Планирует каждый шаг, предугадывая результат своих действий. Порой все происходит не так, как задумано «по плану». Там, где «умный» терпит неудачу, «дурак» достигает успеха.

Умение рисковать – одно из качеств, необходимых для достижения успеха.

Емеля рискует только тогда, когда у его появляются основания для того, чтобы рискнуть. Он живет по принципу: «доверяй, но, проверяй». Емеля просит щуку показать свои умения. Убедившись в том, что «щуки пригодны не только для ухи», Емеля рискнул, отпустив рыбу. И она стала его волшебным помощником.

Сказочная печь – безусловная материнская любовь. с помощью которой Емеля двигается по жизни. Эта любовь неизменно оказывает ему поддержку. дает уверенность в себе.

На печке всегда лежали дети и старики. То, что Емеля встал с печки и «отправился за водой», означает его взросление.

Переход из подростка в юношу происходит постепенно. Выезжая на печи, Емеля делает первые шаги в самостоятельной жизни.

Ему приходится противостоять социуму, признающему только то, что вписывается в привычные нормы. Давя людей, Емеля метафорически разрушает социальные маски, притворство. Используя дубинку, знакомится с маскулинностью – мужским началом. Емеля остается верен себе. Он не поддается соблазнам, гнет свою линию.

До тех пор, пока Емеля не чувствует себя готовым к самостоятельному существованию, он остается рядом с матерью-печкой. После каждого визита во дворец, возвращается домой, чтобы прожить, присвоить себе новый опыт.

Царевна Несмеяна любима своим отцом, как и Емеля — матерью. Царь объявляет «кастинг женихов», которые должны рассмешить царевну.

Любящий отец желает дочери такого мужа, который способен ее радовать — веселить.

Есть такая небольшая проективная техника. Спросите себя:

«Почему плачет царевна Несмеяна?».

В результате, вы узнаете о том, что огорчает вас в настоящий момент. Именно вас. Потому что, мы приписываем герою «свое» — то, что волнует, беспокоит в данный момент жизни.

Так и я сейчас, описываю сказку так, как вижу ее я в данный момент времени. Возможно, что «завтра» мое восприятие будет другим. Сказка похожа на слоеный пирог, в котором каждый слой имеет свой смысл. И каждый человек видит в сказочном сюжете свое. Как в известной поговорке: «У кого что болит, тот о том и говорит».

Возвращаюсь к сказке.

«Царь велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили». Мотив избавления от собственного ребенка кажется кощунственным, особенно для чувствительных родителей. На самом деле, так символически показана сепарация. В сказках родители часто обрекают детей на смерть – отправляют в лес или в пучину вод. Это означает, что, вырастая, человек умирает в старой привычной роли и приобретает новую.

Емеля начинает управлять собственной силой, когда освобождает себя и царевну из плена бочки, и строит СВОЕ место для взрослой, супружеской жизни.

Ну и финал сказки известен – Емеля становится царем! Метафорически, он хозяин – царь в собственной жизни.

Когда мы судим об Емеле с точки зрения здравого смысла, уподобляемся разумным братьям.

После прочтения сказки, сделайте паузу. Не нужно обсуждать смысл сказки. Психика ребенка самостоятельно воспримет сказку именно так, как необходимо ему, на том жизненном этапе и в тех условиях, в которых ребенок находится.»

P. S.  На мой взгляд, эта сказка не только для детей, а и для взрослых тоже.

Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии