Роль требований в отношениях
Часто на консультации поднимается вопрос о требованиях, особенно на семейной, когда пара видит проблемы в том что он должен (он должна). И самое главное, в первую очередь что должен партнёр.
От того какие требования долженствования мы предъявляем зависит качество наших отношений.
П.А. Федоренко, коллега, в своей книге, отрывок которой я и размещаю подробно описал разные виды требований.
С ним я солидарна. Важно осознавать что предъявляешь , и насколько это соответствует реальности.
«Требования к себе можно выразить, например, в таком веровании:
«Я должен добиться успеха и получить одобрение других людей, иначе стану неудачником». Такая установка проявляется у людей, склонных к перфекционизму, и очень часто создаёт тревогу и страх, вину и стыд, а также ведёт к истощению, апатии, самобичеванию, жалости к себе и депрессии.
Требования к другим раскрываются в убеждённости в том, что люди должны относиться к нему только так, как ему хочется — справедливо, заботливо, по-доброму, — иначе заслуживают осуждения. Такое иррациональное верование нередко вызывает гнев, обиду, пассивную агрессию и жестокость.
Требования к миру могут выглядеть так: «Я должен получать то, чего хочу и когда хочу, и не должен получать того, чего не хочу». Эта позиция ведёт к психологии жертвы, жалости к себе и перекладывании ответственности на других людей и жизненные обстоятельства при возникновении даже малейших неприятностей. Все эти требования закладываются в детстве через воспитание путём родительского сравнения своего ребёнка с другими, более «успешными» детьми при одновременной нехватке похвалы и избытке критики.
«Ты должен вести себя хорошо»,
«Ты должен быть умным»,
«Ты должен стать лучшим» — эти фразы часто слышат дети от своих родителей. Такой подход формирует у ребёнка убеждение в том, что его любят только тогда, когда он становится хорошим для своих родителей, что ведёт к долженствованиям, постоянное следование которым, в свою очередь, порождает напряжение.
В результате мир начинает восприниматься человеком сквозь призму его долженствований, которые во взрослой жизни он проецирует на других людей — жену, детей, друзей, коллег. Однако реальность, вежливо говоря, далеко не всегда соответствует требованиям и ожиданиям человека, что порождает чувство гнева. Источником формирования требований помимо воспитания также является среда, в которой находится человек, например, друзья, средства массовой информации, интернет и прочее. Важно понимать, что долженствования — это такой вариант событий, когда человек выбирает только из двух вариантов: либо он хороший, либо плохой — третьего не дано. «
В жизни же человек бывает разным и измерять себя или «белым и пушистым» или «чёрным и падшим» это приводит к неадекватной самооценке.
А она, в свою очередь, влияет на качество отношений с людьми, близкими.