От механизмов защиты к эмоциональным компетенциям  

Решила разместить выдержки из статьи Йованович Небойша Магистра психологии Сербии.
Почему?
Если человек намерен психологически развиваться, взрослеть, то данная информация может привести к размышлениям, к анализу своих способностей и дальнейшего «наращивания» «психологических мускул»:


«От механизмов защиты к эмоциональным компетенциям  

Целью развивающего психотерапевтического процесса является развитие эмоциональных компетенций, заменяющих механизмы защиты.

Восемь базовых эмоциональных компетенций

1. Способность к нейтрализации — это способность человека поддерживать рациональность своего мышления посредством нейтрализации инстинктивной энергии (сексуальной и агрессивной) и преобразования ее в нейтральную энергию, которую можно использовать для решения проблем, разумного мышления и достижения цели.
Неразвитая способность к нейтрализации  характеризуется иррациональным мышлением, переполненным агрессией или либидинозными потребностями, ослепляющими эмоциями, импульсивным поведением, иррациональным поведением. Это переживания по типу «Я ничего с собой не могу поделать», «Меня накрыло», «Я должен это получить или сделать любой ценой… я не могу думать о последствиях».
Развитая способность к нейтрализации «сохраняет трезвость ума даже в эмоционально заряженных ситуациях»

2. Ментализация — «артикулятор психики»

Способность человека думать о своем внутреннем состоянии, способность принять факт того, что у других есть собственные убеждения, желания и намерения.
Неразвитая способность ментализации — неспособность размышлять о своем внутреннем состоянии, неспособность понять тот факт, что у других есть собственные убеждения, желания и намерения. Неспособность человека понять себя и других. Ненадежная аффективная привязанность. Человек подвержен резким изменениям настроения и саморепрезентаций, находится во власти внешних и внутренних событий. Психическая эквивалентность — явление, при котором психические состояния приравниваются к физической реальности. Всесильность субъективности — убеждение человека в том, что его ментализация безошибочна и что он всегда прав. Эти люди понимают действия только в терминах физических ограничений или осязаемых целей, из такого понимания логически проистекает убеждение в том, что мысли и чувства можно изменить исключительно через действие. Человек затрудняется отделить фантазию от реальности, и в ходе его деятельности, когда срабатывает принцип «якобы», в качестве защитной реакции может возникнуть гиперактивная ментализация — попытка увидеть ментальное содержание там, где его нет, как, например, в случае бредовых идей об отношениях.
Развитая способность ментализации — способность размышлять о своем внутреннем состоянии, способность понимать тот факт, что у других есть свои убеждения, желания и намерения. Обдумывание, понимание собственных состояний и состояний других, мотивов определенных состояний и поведения. Способность создавать «карту разума», надежную аффективную привязанность.

3. Целостность объекта — «клей психики» Подразумевает способность воспринимать и принимать другого человека (или какую-то желаемую цель, работу, деятельность) как целое. Способность осознавать как хорошие, так и плохие стороны того, что мы любим и хотим. Способность принять это. Ни один человек не может удовлетворить все наши потребности и не может удовлетворить их всегда. Этого не даст и достижение какой-либо желаемой цели. Все несет в себе как хорошие, так и плохие стороны. Удовлетворяет и фрустрирует. Это одновременно подразумевает и способность воспринимать и принимать себя как целостное существо с достоинствами и недостатками

4. Постоянство объекта — «стабилизатор психики»

Мы можем любить кого-то даже тогда, когда он не удовлетворяет наши потребности, и можем «хранить его в себе». Мы не зависим от его физического присутствия. Когда любимым объектом является наша цель: работа, задача, которую мы ставим перед собой, у нас есть четкое понимание того, чего мы хотим, независимо от того, вознаграждены ли мы в данный момент за нашу деятельность, далеко ли достижение цели.
Развитая способность к постоянству объекта — реалистичное восприятие действительности, другого человека, работы, деятельности. Реалистичные ожидания от себя, от других, принятие ограничений, готовность, несмотря на ограничения и понимание того, что нет ничего идеального, вкладывать энергию, эмоции, усилия в достижение желаемых отношений и целей.
Неразвитая  способность  к  постоянству  объекта — взрослый человек, не развивший в себе эту способность, в близких отношениях будет склоняться к зависимости, обладанию или контролю над любимым объектом, постоянному физическому присутствию или же к угасанию чувств, как только объект любви отсутствует или не удовлетворяет какую-либо потребность.
В отношении к труду: человек можеть бросить деятельность, которую в целом любит, работу, которая ему нравится, как только она перестанет удовлетворять его потребности легким путем и если вдруг потребует от него чего-то, что ему дается тяжело и требует определенных жертв. Такой человек «быстро загорается и тухнет», отличается большими колебаниями работоспособности, ожидает успеха в одночасье. Теряет волю, когда дела идут нелегко, когда нет мгновенного вознаграждения за выполненное дело, когда удовольствие откладывается. У человека чрезмерная потребность и склонность полагаться на других при реализации потребностей и задач, не справляется сам.

5. Толерантность к фрустрации — «иммунитет психики»

Способность справляться с неприятностями, которые в нас вызывает неудовлетворенность некоторых потребностей

Неразвитая способность толерантности к фрустрации — отрицание наличия желания — отрицание психологической потребности в росте и развитии, обесценивание желания, чтобы избежать тревоги, связанной с неспособностью справиться со своей фрустрацией. Избегание ситуаций, вызывающих разочарование. Проекция желания на других, «человек живет успехами других», предпринимает агрессивные и манипулятивные попытки заставить других не фрустрировать какую-либо потребность.
Развитая  способность  толерантности  к  фрустрации  — человек не отказывается от своих желаний и целей. Он способен терпеть неудачи и недовольство, что приводит его к поиску новых путей удовлетворения потребности. Он извлекает уроки из своих неудач. Он корректирует неудачные пути, заменяет их новыми, меняет стратегию, регулирует уровень необходимых усилий, качество усилий. Он способен, по ситуации, взять на себя роль лидера, не проявляет бессознательных фобических реакций, связанных с этой ролью.

6. Переносимость амбивалентности — «навигатор психики»

Способность выдерживать противоречивые чувства к другому человеку, к себе, к деятельности, при преобладании положительных чувств. Способность определяться, решать. «Двигаться к» или «двигаться от»

Развитая способность переносить амбивалентность — человек способен решать, несмотря на негативные чувства по отношению к человеку или деятельности, стоит ли оставаться ли в этих отношениях или деятельности. «Хочет или не хочет». Если хочет, то действительно хочет (при этом полностью осознавая, что испытывает и отрицательные чувства по отношению к человеку или деятельности). Если не хочет, то принимает четкое решение и не вступает в отношения или деятельность

7. Воля — «двигатель психики»

Способность прилагать постоянные усилия для достижения целей развития — способность развиваться в самостоятельную личность.
Воля — центральная сила нашей индивидуации.
Неразвитая  волевая  способность — вялость, неспособность двигаться, вкладывать энергию, нехватка энергии для поддержания движения, утрата амбиций, «воли к жизни».
Паразитизм (выживание за счет других) или «контрволя» (для двухлетних детей это нормальная стадия развития), проявляется во фразе «не буду», которая противоречит воле других и тому, что человек «должен» делать.
Отказ принять то, что необходимо для достижения собственных целей, потому что оно воспринимается как навязанное извне. Произвол, не соответствующий возрасту, и воля, обращенная против самого себя. 
Развитая волевая способность — проявляется в психологическом достижении творческого благополучия.

8. Инициатива — «побудительная сила психики»

Способность брать на себя ответственность за инициирование или совершение чего-либо, способность думать и действовать без посторонних требований.
Неразвитая  способность  к  инициативе — человек ничего не может инициировать сам, ждет, когда ему «подскажут», ждет, чтобы кто-то другой начал, готов принять и продолжить работу, которую начал другой, но сам не может начать. Он испытывает неприязнь к любому виду риска, непредприимчив, избегает выделения из массы, самопрезентации, демонстрации себя или же ему свойственна вторгающаяся (навязчивая, прорывная) инициатива. Он инициирует дела, но при этом не заботится о других, навязывает свою деятельность, подавляет чужую инициативу, эксплуатирует других, ведет себя нагло и должен во всем быть первым; нет чувства взаимности.
Развитая  способность  к  инициативе — проактивность, человек способен развивать деятельность или проекты, обладает уверенностью и убежденностью в том, что так можно делать, даже если есть риск неудач или ошибок. В его деятельности есть смысл и направленность, он способен принимать решения, сотрудничать с другими, руководить другими, определять цели, способен проявлять инициативу и брать на себя соответствующие риски. В отношениях присутствует четкое чувство взаимности.
Эти способности, подобно атомам, связываются и взаимодействуют, создавая более сложные «молекулы» психики: способность к любви и труду.
*******
Дефицит в развитии базовых эмоциональных  компетенций  можно  также  выявить  через более сложные эмоциональные компетенции, которые складываются из базовых.  На практике гораздо легче выявить дефицит  в более сложных способностях, поскольку они  проявляются как определенные черты личности. Однако изменить и развить сложные  способности трудно, если мы не обратимся  к их составным частям — базовым эмоциональным компетенциям. На диаграмме ниже показано, как базовые эмоциональные компетенции объединяются в группы и создают более сложные компетенции.

Автор: Йованович Небойша

Источник: journal@aipp.education www.aipp.education/ journal»

*******

Если статья вас заинтересовала, и всё же возникли вопросы, пишите в комментариях.

Также есть возможность проанализировать состояние ваших компетенций- ресурсов психики, с психологом.

Записаться на консультацию можно прямо на этом сайте 📤

Подписаться
Уведомить о
2 комментариев
Старые
Новые
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии