Анализ архетипов как субличностей Я

Мой блог / Просмотр публикации


В своей работе психолога я часто применяю методы работы с субличностями.

Это и театр Архетипов Чегловой и МАК Субличности, а также другие методики.

О некоторых я уже писала.

Меня эта тема привлекает и я ищу новые методы, методики.

Заинтересовало исследование Грекова И.В.

В своей диссертации он описал связь архетипов как частей Я ( субличностей) и ситуации, когда они активизируются.

Привожу отрывок его исследования:

 

 Архетипический паттерн субъектогенеза Я-миф актуализуется в форме последовательного диалогического взаимодействия тетрады архетипических субличностей [модальностей самоустановок]:

«Героя» [Я-интенциональное], 



«Бунтаря» [Я-бунтующее],



«Хранителя» [Я-консервативное],



«Мудреца» [Я-компетентное].




Архетип Героя Архетип Героя соответствует интрапсихической инстанции, известной в психологии как Эго-сознание [Эго-комплекс], выступающей как интенциональный деятель, который стремится к самоуправлению и самореализации, контролю за собственными личностными возможностями, к преодолению чувства ведомости, к чувству экзистенциальной свободы. Герой-Эго стремится к самоопределению, к осознанию своей уникальности, к обнаружению своих возможностей, постепенно учится доверять собственной способности принимать решения. Мифологический Герой – это «полно функционирующий человек», по выражению Карла Роджерса, это человек-в-процессе, постоянно меняющийся человек, открытый новому опыту, «он не подвержен или почти не подвержен воздействию «предвосприятий» – ранних предупреждающих сигналов, ограничивающих сознавание. Человек постоянно отказывается от защиты в пользу непосредственного опыта»

 

Архетип Бунтаря Автором изменений в субъектной системе Я-мифа выступает Я-бунтующее, определяя ориентирами развития личности новые ценности, которые зачастую конфликтует с ценностями настоящего.

Я-интенциональное [архетипическая субличность «Герой»] выступает как протагонист Я-мифа, а Я-бунтующее (архетипическая субличность «Герой» «Бунтарь») воспринимается как системный диссидент. Таким образом сознание вовлекается в процесс разрешения дилеммы экзистенциального выбора. Развитие субъектности проявляется в способности осознавать и разрешать внутренние противоречия своего развития, обеспечивая баланс и гармонию. Основным агентом преобразования системы Я-мифа выступает Я-интенциональное [субличность «Герой»], направляемое стремлением Я-консервативного [субличность «Хранитель»] восстановить стабильность системы.

Этот паттерн часто встречается в мифах и сказках как мотив устранения обнаруженного изъяна, когда правитель посылает подчиненного справиться с угрозой стабильности.
Или как ситуация бунта, когда путешествие героя совершается вопреки «Хранителю». Субъективность Я-мифа основывается на очевидном факте: стремясь достичь перемен в жизни и справиться с нежелательной ситуацией, человек преодолевает сопротивление внутренних помех в виде психологических установок, обусловленных прошлым опытом. Картина идеального единства Я-и-Мир, достижимого вследствие совершения определенных действий, рождает в воображении образ-ориентир [имаго]. Даже отказ от действий, направленных на разрешение дилеммы экзистенциального выбора, приводит к возникновению нового полюса идентичности – Я-непроявленного [проспективного, потенциального]. Так формируется модальность самоустановок Я-бунтующее [субличность «Бунтарь»], которая, хотя и укореняется в бессознательном, является вполне осознаваемым феноменом. Функциональное положение Бунтаря в интрапсихической системе всегда примерно одинаковое.

Это «диссидент», который изгоняется за пределы контура сознания, и может быть сопоставим с юнгианским архетипом Тени. Представим ситуацию гомеостатической регуляции, когда человек испытывает жажду, или другую потребность, но ограничивает себя в реализации желаемого по какой-либо причине, зачастую иррационального характера. Возьмем пример с пищевыми ограничениями, когда религиозные традиции регламентируют употребление пищи или совершение определенных действий, например, переливание крови и прочее. Можно привести множество примеров, демонстрирующих принцип «хочется, надо, но нельзя». Еще нагляднее и проще представить жизнь в тоталитарном государстве, где попытки протеста подавляются, а для сохранения системы требуется жесткий контроль со стороны властей. И все-таки образ нового мира, счастливого будущего побуждает  противников господствующего режима совершать рискованный трансгрессивный переход за пределы системы.


Архетип Хранителя Я-миф регламентирует социальное взаимодействие индивида через воспроизведение поведенческих паттернов, рутинизированных поступков, демонстрируемых индивидом внутреннему «наблюдателю» – Хранителю [Я-консервативное], выражая таким образом лояльность конкретной мифосистеме.
При формировании Я-мифа важна роль одобрения и неодобрения со стороны значимых других. Инстанцией, следящей за соблюдением индивидом правил и норм такого характера, является субличность «Хранитель» [Я-консервативное].
Хранитель реализует полезную системную функцию, оберегая от опасностей, но становится деспотичным надсмотрщиком, постоянно пытаясь ограничить интенции субличности «Героя», спровоцированные «Бунтарем». Изначально Я-непроявленное в ипостаси «Бунтаря» вызывает тревогу и воспринимается «Хранителем» как угроза. Так, в мифах иногда герой покидает отчий дом не по собственной воле, а в наказание за нарушение табу или проступок против власти. В системе Я-мифа функцию контроля за сохранностью системы выполняет архетипическая субличность «Хранитель».
Я-миф «контейнирует» субъект сознания в символической среде, обособляя его от внешнего мира, выполняя защитную и адаптивную функции, что может блокировать развитие личности, ограничивая интенциональную активность субъекта. Модальности установок «Хранитель» и «Бунтарь» зачастую продуцируют внутренний конфликт ценностных ориентаций.
Показательно, что в психологической настольной игре «Мастер двух миров», созданной на основе концепции Я-мифа, субличность Хранителя чаще бывает представлена образами Старухи, Короля, Королевы или Монаха. «Героя» [Я-интенциональное], «Хранителя» [Я-консервативное] и «Бунтаря» [Я-бунтующее] следует рассматривать как потенциально возможные модальности Я [субличности], активизирующиеся для реализации разных функций под  воздействием жизненных обстоятельств. Можно сделать вывод, что «Хранитель», ядро которого состоит из интернализированных требований, суждений авторитетных фигур, ранее усвоенных схем и правил, соотносится с «Суперэго» З. Фрэйда, «Родителем» Э. Берна или «собакой сверху» Ф. Перлза, выступая, как экспертно-контрольная инстанция «Я», требующая от субъекта неукоснительного выполнения императивов. Если контроль Я-консервативного ограничивает интенции Я-интенционального, направленные на преобразование кризисной ситуации, Я-миф несет в себе опасность бегства от реальности. Если Я-интенциональное способно выйти за пределы ограничений, навязываемым Хранителем, Я-миф становится контейнером для созревания новой идентичности.

Архетип Мудреца Разрешению дилеммы экзистенциального выбора в модели Я-мифа предшествует активизиация архетипической модальности Я, образно представленной фигурой Мудреца. Субъект, как автономная индивидуальность, развивается в циклическом процессе субъектогенеза и сопутствующего мифогенеза. Субъективное мифотворчество, как символический контейнер, выстраивается вокруг субъекта сознания, организуя медиативное лиминальное пространство на границе наличной ситуации и возможной ситуации. Представим окружность в данном примере, Я-миф, центр которой, Я-интенциональное, совершает движение за пределы круга-контейнера, в будущее, однако окружность всегда будет смещаться вместе с центром в сторону будущего, непроявленного. 

Непроявленное мифа – это то, что составляет потенциальное смысловое содержание, которое можно обнаружить и перевести из потенциального в актуальное состояние, приобщая человека к созданному мифологическому контексту. Я-миф таким образом служит онтологическим контейнером, в котором ценностные антиномии формируют устойчивые модальности самоустановок. Основным агентом преобразования субъективного мифа выступает Я-интенциональное [субличность «Герой»], направляемое стремлением Я-консервативного [субличность «Хранитель»] восстановить стабильность системы.

Этот паттерн часто встречается в мифах и сказках, как мотив устранения обнаруженного изъяна, когда правитель посылает подчиненного справиться с угрозой стабильности.
Я-интенциональное, активное ядро субъектности, способно к самодвижению за пределы очерченных обстоятельствами границ наличной ситуации, от себя настоящего к себе же будущему. Модальность самоустановок Я-компетентное [субличность] «Мудрец» активизируется тогда, когда субъект достигает внутренней готовности разрешить дилемму экзистенциального выбора, осознавая возможные последствия принятого решения и принимая на себя ответственность за сделанный выбор.

 Кому тоже интересна эта тема, то диссертация называется:

"ОБРАЗ Я КАК ИНТЕГРАЛ АРХЕТИПИЧЕСКИХ СУБЛИЧНОСТЕЙ" 2016 год.

Теги: #психолог о...
Комментарии
Наталия Филимонова
Дмитриева Нина Борисовна писал(а):
Кому тоже интересна эта тема, то диссертация называется:"ОБРАЗ Я КАК ИНТЕГРАЛ АРХЕТИПИЧЕСКИХ СУБЛИЧНОСТЕЙ" 2016 год.
Нина, благодарю Вас! Очень интересно!
№1 | 6 июня 2020
Галак Анна Васильевна
Информативно, наглядно и красочно.Спасибо, Нина Борисовна!
№1 | 6 июня 2020
Вера надежда любовь
Просто шикарно разобрано! Спасибо большое)Вот бы группы такие были,где исследуются в себе все эти любящие-бунтующие-хранящие-героические части.И как можно им помочь,чтобы жизнь стала интереснее) Тема супер!
№1 | 6 июня 2020
Дмитриева Нина Борисовна
№1 | u176853 | Наталия Филимонова писал(а):
Нина, благодарю Вас! Очень интересно!
№2 | u132670 | Галак Анна Васильевна писал(а):
Информативно, наглядно и красочно.Спасибо, Нина Борисовна!
Коллеги, спасибо за отклик!
№1 | 6 июня 2020
Дмитриева Нина Борисовна
№3 | u136773 | Вера надежда любовь писал(а):
Просто шикарно разобрано! Спасибо большое)Вот бы группы такие были,где исследуются в себе все эти любящие-бунтующие-хранящие-героические части.И как можно им помочь,чтобы жизнь стала интереснее) Тема супер!
Я подумаю над этим.Давно есть такая идея.Спасибо вам за предложение.
№1 | 6 июня 2020
Бондаренко Татьяна Алексеевна
Благодарю за описание архетипов личности.
№1 | 6 июня 2020
Наталья Косякова
Очень интересно! Люблю работать с арххетипами, и с МАК, а здесь они совпали! Спасибо, полезная штука!
№1 | 6 июня 2020
Куракина Тамара Николаевна
Спасибо, Нина Борисовна! Очень интересно!
№1 | 6 июня 2020
Дмитриева Нина Борисовна
№6 | u206277 | Бондаренко Татьяна Алексеевна писал(а):
Благодарю за описание архетипов личности.
№7 | u180253 | Наталья Косякова писал(а):
Очень интересно! Люблю работать с арххетипами, и с МАК, а здесь они совпали! Спасибо, полезная штука!
№8 | u147243 | Куракина Тамара Николаевна писал(а):
Спасибо, Нина Борисовна! Очень интересно!
Коллеги, рада вашему интересу к данной теме.
№1 | 7 июня 2020
Бессарабова Наталья Анатольевна
Очень интересная статья! Большое спасибо!
№1 | 7 июня 2020
[ Читать все комментарии (11) ]    [ добавить комментарий ]
Если нравится➡️!


Просьба поделиться ⬇️ ... ...


Казань www booked net
+2...+2° C